Еще раз о солдатской гимнастерке (рецензия на спектакль «Уйбаанчык»)

Внимание, спойлеры! Если планируете идти на этот спектакль, советуем вернуться к статье позже.

Завтра, 1 марта, состоится премьера нового спектакля Театра Эстрады «Уйбаанчык». Это третья коллоборация Сергея Потапова с театром, а первая постановка театра случилась в 2015-м году, то есть четыре года назад. За это время театр успел поставить семь разных спектаклей. Все они были по своему хороши, но постановки именно в тандеме с Потаповым стали знаковыми. Первая, произвела фурор в своем сезоне, вторая — «Киристэпиэл» — открыла новые грани таланта актеров и позволила театру участвовать в конкурсе на республиканскую театральную премию «Желанный берег». И вот, на подходе третья совместная работа.

Пространство

Хоть спектакль будет презентован на большой сцене Саха театра, он явно создан для гораздо более компактного пространства в новом доме театра — бывшем КЦ «Европа». Первая необычность заключается в этой особенности сцены. Когда не хватает простора, в ход идут ухищрения для создания хотя бы мнимого «воздуха» — ограничение числа участников, особый свет хитрости с декорацией и прочие подобные трюки. А в этом случае, режиссер использовал совершенно неожиданный ход — вывел на сцену максимальное количество актеров. На сцене нет ни клочка незанятого пространства, все играющие актеры стоят позади играющих на тот момент персонажей. В первые минуты это создает впечатление хаоса, но когда суть представления затягивает зрителя, — эта мешанина становится органической частью задумки.

Сюжет

Все что происходит на сцене, это отображение мыслей в голове смертельно раненого солдата Ванечки. (Уйбаанчык, уменьшительно-ласкательное форма имени Иван, на якутском языке). Ведь так обычно и бывает — кроме основной мысли, которую обдумывает человек, на заднем фоне всегда роятся другие — обрывки других дум, неясные ассоциации, шумы, запахи. Именно этот неумолчный гомон в голове выстраивает актерский состав, стоящий плотной стеной на сцене.

Сюжет прост — паренек доброволец Уйбаанчык вступает в свой первый бой, и во время атаки, получает смертельное ранение. И, умирая, видит образы матери, отца, деда, любимой девушки, друга. Реальность в угасающем сознании смещена, люди, события перемешаны во времени и в пространстве.

Сценография

Таким образом, декорацией стали сами актеры. Этот прием Потаповым был опробован в спектакле «Киристэпиэл», который по сути был моноспектаклем в исполнении Павла Семенова. Но в том спектакле остальные актеры были намеренно максимально обезличены, чтобы ярко выявить одинокую фигуру главного героя. Здесь, все образы объемны, каждый персонаж играет значимую роль в сюжете. И вместе с этим, живая стена постоянно генерирует разные ассоциативные образы, звуки природы и сражения, восход солнца, прилет птиц, волны реки.

Мизансцены упрощены до предела, по сути, это серия сценок из двух персонажей — главного героя с одним из важных людей из его жизни. Но каждый сценка, каждый диалог имеет ключевой смысл для сюжета. Другим важным элементом сцены, кроме живой декорации, стал большой котел поставленный в центре пространства. По ходу сюжета, он причудливо трансформируется в разные смыслы и предметы, от утробы матери до башни танка.

Важная роль отведена песням. Спектакль посвящен 100-летию якутского поэта Леонида Попова и песни на его стихи звучат на протяжении всего спектакля. На белом экране над сценой идут слова песни и зал может подпевать актерам, заново вспоминая строки старых песен.

Актеры

Кеша Лебедев уже был главным героем в другой постановке Сергея. Но тогда его персонаж был своеобразным камертоном для смещения акцента в сторону антипода, гораздо более яркого и характерного, чем его стандартно-положительный герой. На этот раз, главный герой Уйбаанчык стал настоящим стержнем всего происходящего, и от Лебедева потребовался другой уровень вовлеченности. Чего, в принципе, удалось достичь: Кеша отлично отыграл своего персонажа. В этом спектакле Потапов намеренно использует много эмоционально напряженных сцен и все они сыграны на очень высоком уровне. Ники в образе Матери, Дед Александра Бурнашева, Друг детства и Ветеран войны в исполнении Айгылана, очень органичны и достоверны. Вообще, не устаю это повторять, актеры Театра Эстрады, постоянно растут в плане актерской игры и это заметно с каждой новой работой.

О спектакле в целом

Есть такой афоризм — «Война заканчивается, когда умирает ее последний солдат». И сегодня, ежечасно приближается этот конец Великой Отечественной войны. В недавнем прошлом, когда настоящие солдаты той войны были многочисленны, вряд ли пришло в голову наряжать карапузов в солдатские гимнастерки и вешать на них медали. И не было бы стольких ряженых в майском параде — шли настоящие солдаты Великой Отечественной.

В этой постановке показан один из тех, кто был облачен в настоящую солдатскую гимнастерку и брошен в страшную мясорубку войны. Один из тех, кто даже не смог добежать до врага и был убит в первые минуты первого боя. Кто не успел заслужить медали о которой мечтал, чья жизнь оборвалась в самом начале. И стала цифрой в страшных статданных о потерях живой силы.

Спектакль эмоционален, по хорошему наивен и заставляет задуматься. Я убежден, что любой спектакль о войне должен быть антивоенным манифестом. «Уйбаанчык» именно такой.

Оечка