Его друг Гамлет или «Why so serious, Willey?»

Тем, кто сегодня идет на спектакль, настоятельно рекомендуем не читать эту рецку до просмотра. Это надо видеть, а спойлеры совершенно ни к чему. Даже если вы освежали шекспировский текст накануне. 

Эту постановку ждали. Ну как же: наше все Сергей Потапов да не замахнется на икону театрального мира, на «Гамлета»? Быть того не может! И надо сказать, намеки и даже неясные обещания со стороны мэтра были. А поздней весной, в премьерный период своего нового спектакля «Дни Турбиных» поставленного на сцене Русского театра, Потапов объявил, что готовит «Гамлета» в Саха театре. В конце июня, была вывешена афиша, да какая — под загадочным названием «Мой друг Гамлет» красовался главный азиатский супермен Брюс Ли! В пиджаке и в модных очках.

Несмотря на то, что премьера выпала на вторник, 3 июля зал Саха театра был забит полностью. И началось… То что сначала вышел Валентин Макаров (в постановке Горацио) и отыграв партию на хомусе пересказал краткое содержание пьесы Шекспира, никого не смутило — ну как же, как же, удивляйте нас, шельмы.

Но нет. Удивлять-то нас как раз не спешили.

Ну то есть да, Гамлет и Клавдий (Петр Баснаев) в военном мундире, вечно бухая женщина-вамп Гертруда (Жанна Ксенофонтова), придворные в котелках, Офелия нимфеточка, весьма далеки от канонических персонажей Гамлета.

Но смешение эпох и культур, нетипичные для трагедии разные кульбиты, все это мы видели и раньше, так что говорить о каком-то нежданчике не приходится.

И подбор актеров также типично «потаповский» за Офелией (Айта Лавернова) дразнится дурочка Ассоль, вместе с Гамлетом (конечно же Роман Дорофеев) безумствует вечный бес Арон, и жополиз Полоний (Иннкентий Луковцев), в какой то миг наполняется величием как Тит Андроник.

Самая главная неожиданность всего действа, это манера повествования. Те дамы, которые захватили дополнительные носовые платки, крупно просчитались. И тушь можно было смело использовать — места для слез в этой «трагедии» не предусмотрели. Хотя весь шекспировский сюжет был использован почти буква в букву, весь пафос, трагизм, мрачность заложенные автором текста, буквально сметены бурей глумливой буффонады которыми наполнены все сцены этого «Гамлета».

С самого начала, когда появляется тень отца Гамлета и… начинает крутить твист под бешеные ритмы The Bombay Royale (или чего-то очень похожего), становится ясно, что вряд ли мы увидим что-то серьёзное. И да, не увидели. Классический монолог «Быть или не быть?» исполняется в момент дикой потасовки с призраком отца, череп Йорика — рентгеновский снимок, в шутку превращены даже такие моменты как утопление Офелии и поединок Лаэрта (Геннадий Турантаев) и Гамлета.

В общем, безумие, предательство, заговоры и убийства идут своим чередом, а зритель сидит и растерянно хохочет. Накал усиливается во втором акте — постановка местами превращается в китайскую оперу, местами в гонконгский боевик и даже в в восьмибитный файтер из приставки «денди». Безумно смешно, но не отпускает единственный вопрос — для чего все это?

И только в конце все становится ясно! Что самая главная фраза спектакля не «Быть или не быть, вот в чем вопрос…», а  «Дыши в суровом мире, чтоб мою поведать повесть» этому самому другу Горацию.

Да! Многие театралы загадочный нейминг постановки «Мой друг Гамлет» расшифровали как толстый намек на другую пьесу о предательстве «Мой друг Гитлер» Юкио Мисима. В свое время Сергей намеревался взяться за эту работу японского драматурга (кажется даже в канун очередного дня Победы), но не смог пробить в репертуар. И соответственно, ждали препарацию природы предательства в комбинированной азиатско-европейской драме.

Но нас ждала не пьеса Шекспира или Мисимы, а залихватский рассказ шалопая и хвастуна Горацио, которому умирающий Гамлет завещал рассказать его историю.   И «…лучший из людей, с которым Гамлету случалось сходиться» (как говорил его покойный друг!), рассказывает, ох и рассказывает! Все летит и пылает, призраки танцуют, дерутся и трахают юных дев, все друг друга травят ядами, рубятся на мечах, топятся. А его друг попадает в опасные передряги, злодеи и предатели идут стеной. И конечно, Горацио красивый и крутой, весь прикинутый в гуччи и версаччи , херачит злодеев как Брюс Ли. Может быть серьезный драматург старой Англии, рассказал бы совсем другую историю, но парнишка, которому завещано рассказать о своем покойном дружбане, помнит как там было, именно так.

Притчи о предательстве и возмездии мы не получили. Но нам объяснили, что важен не только сюжет, но и рассказчик, который хоть и не наврет, но расскажет свою версию событий. В эпоху фейкньюса и постправды, весьма злободневный совет. В более чопорные времена да на другого автора, публика, возможно, обиделась бы за подобные шутки. Но народ, вы же знали, на кого шли, неужели вы ждали, что все будет просто?:))

 

Оечка

Фотографии автора