«Республика Z»: зомби-апокалипсис по-якутски

Говорят, фильмы про зомби это уже настолько избито и не модно, что снимать подобное стыдоба стыдная. Ну что еще можно снять?! Были зомби тупые, были смышленые, были медленные, были, как пуля, быстрые. Дошло до того, что стали появляться даже чувствительные и романтичные зомбаки. Что к этому ряду можно еще прибавить? Только трэш и повторения!

Знаете, что? Я согласен с подобным утверждением. С одной большой оговоркой — коллекция зомбокалипсиса, лично для меня, не была бы полной без якутского варианта ходячей мертвечины. И подобное кино появилось!

 

Режиссер

К Степану как-то приклеился ярлык «якутского Тарантино», что на самом деле, совершенная неправда. Тарантино — режиссер, снимающий в одном и том же жанре в разных вариациях.

Бурнашев же, исповедует полностью противоположный метод — он ни разу не повторился при выборе жанра очередного своего художественного фильма.

У него были — комедия (Шальные деньги), триллер (Кута), фантастика (Последний день), боевик (Беглый), мелодрама (Первая любовь), психологическая драма (Другая жизнь), ужастик (Хара Дьай). И вот теперь Степан Бурнашев снял зомби-фильм. Якутский, что важно.

Фильм рождался с трудом, это один из самых затянутых «долгостроев» нашего кино — до выхода проекта в большой экран, пришлось ждать два года. А в реалиях якутского кинопрома, это очень долгий срок — сложно выйти на окупаемость, если не реализовать фильм в кратчайшие сроки. Но Бурнашев никогда не спешит в ущерб качеству, за что и любим своим зрителем.

 

Сценарий

Скажу честно, после последнего фильма Алексея Амбросьева-младшего, сценариста «Республики Z», у меня были опасения о качестве сюжета фильма.

Раньше я считал Алексея «своим» рассказчиком — все что выходило из под его пера, я воспринимал «на ура» — все логично, умно, с шикарными деталями работающими на правду.

Но его фильм «Мои белые ночи»… вверг в недоумение. Простенький сюжет с невнятными сюжетными ходами, с неубедительным финалом — это писал Амбросьев? М-да.

Так что, были опасения. Но совершенно напрасные!

Есть такое якутское выражение: “Сахалыы толкуйдаан көр!” — «Подумай по-якутски!». Этим возгласом обычно прерывают того, кто начал слишком мудрить, и предлагают посмотреть на ситуацию с другой стороны и найти более простое решение.

И это выражение видимо, стало рефреном в ходе написания сюжета — логика происходящих ситуаций очень продуманна. Естественно, в рамках специфики жанра, а ведь мы понимаем, что будь люди разумны в кадре, фильмов о зомби просто не было бы:)

Симпатичные отсылки классическим фильмам о зомби, обыгрывание устоявшихся киноляпов в этом жанре, доставили массу удовольствия. И самое важное, сюжет построен именно на местных реалиях, поэтому фильм нашенский не только потому что снят здесь и что герои говорят на якутском языке. В общем, сюжет — шикарный.

 

Актеры

Георгий Бессонов

Когда история камерная — на экране все время только четверо персонажей, к актерской игре требования возрастают многократно. Слабая игра будет замечена сразу же, ее просто некому будет прикрыть. Так что всем актерам фильма, пришлось потрудиться.

Герой Бессонова, на первый взгляд прост, как прочерченная линия — брутальный мужик без лишних мыслей, крошит направо и налево зомбаков, идет напролом. Однако, по мере раскручивания сюжета, становится ясно, что есть и скрытая сторона — несчастный детдомовский паренек, отчаянно ищущий себе семью, хотя бы в виде беспомощного и капризного друга или отчужденной случайной попутчицы.

Он совершает, как будто, нелепые поступки, говорит странные вещи, а причина тому скрыта от поверхностного взгляда.

Георгий Бессонов один из самых постоянных актеров из обоймы Бурнашева, сыгранность их тандема очевидна.

 

Ирина Михайлова

Дора, общая аллюзия к голливудскому типажу «суперженщина».

Самая красивая актриса якутского кино, облаченная в униформу «спецназа» и без промаха отшибающая зомбячьи бошки из снайперки – это Лара Крофт и Чудо-Женщина в одном флаконе.

Однако и у нее есть свой бэкграунд, без этого было бы неправильно или даже нелепо. За маской сурового бойца, все-таки, мы видим ту, которой хочется быть обычной женщиной, имеющей право быть слабой и защищаемой мужчинами. По разным мелким приметам можно примерно понять, кем она была в прошлой жизни, почему она такая стала.

Ира – актриса Театра Саха, за ее плечами большой пласт сложных ролей, так что сыграла свою героиню очень убедительно и красиво.

 

Дмитрий Баишев

Мэттээ — комический персонаж и на его фигуре возложены сразу несколько функций. Он  персонаж-перевертыш — обычно, если в подобных фильмах есть женщина, то именно она становится причиной всех несчастий. Именно в ее рукой некстати выпаливает оружие привлекая нечисть, именно она хрустит сучком, именно женщине отводится роль «оставьте меня здесь, я больше не могу!».

Но поскольку Дора у нас Крофт, миссия неудачливого компаньона досталась герою Баишева.

Дмитрий также, своим темпераментным поведением оживляет мрачный настрой картины, его шуточки, причитания, промахи и удачи заставляют смеяться.

Без юмора фильмы подобного жанра снимать глупо, а смотреть невозможно.

 

Бүөккэ Бөтүрүөп

Единственный непрофессиональный актер из главных героев, легендарный Бүөккэ Бөтүрүөп, поп-рок звезда своего поколения. Его персонаж появляется недолго, но ярко.

Несомненно, это удачная режиссерская находка, взять в роль «безумного пророка» именно его. Никифор придает картине большую якутскость, и достоверность происходящего становится еще более явственным. Аналогии происходящего кошмара с сюжетом олонхо, наивная вера в том что они представители Силы Добра, становится очень нужным компонентом всего фильма.

 

 

Грим и спецэффекты

Важнейшей составляющей этого жанра, конечно же является работа гримера. В фильме «Республика Z»  работала целая бригада во главе с Сергеем Слепцовым и мне довелось видеть их в деле. Скажу просто — это впечатляет. Зомби в фильме шикарные и очень индивидуальные:) В таких фильмах часто грешат однообразными монстрами, но это не тот случай.

Якутские зомби оригинальные и неповторимые:)

 

Итого

Фильм обязателен к просмотру всем фанатам якутского кино. При желании в нем можно найти разные огрехи, следы бюджетности, нестыковки, но в основном, это очень добротно снятый, качественный фильм. У Бурнашева откровенных провалов никогда не было, но этот фильм несомненно, один из его лучших проектов.

Всем приятного просмотра!

 

Оечка