РОДНАЯ НЕЧИСТЬ (Сюлюкюн, чечёккэ и чучуна)

Кроме эпических персонажей из олонхо вроде божеств, духов земли, абаасы, в якутской мифологии встречаются существа не совсем вписывающиеся в этот пласт фольклора. Они были слишком близки к быту, и как будто существовали рядом. О трех подобных персонажах Гнус расскажет вам в преддверии Хелловина.

 

Сюлюкюн (сүүлүкүн) — водяной черт

Самый безбашенный персонаж якутской нечисти. Им инкриминируется лудомания и клептомания.

В детстве, когда терялся валенок, не возникало ни тени сомнения — сюлюкюн утырил, кто же еще. Почему-то им приписывается страсть именно к детской обуви. Причем, известно, что сами они эту обувь не носят — у них вместо ступней копытца. Так что данная клептомания явно не связана с желанием приодеться.

Другую страсть водяных — любовь к карточной игре, считалось, можно использовать для личного обогащения. В особую ночь сюлюкюны выходят из прорубей, встречаются в заброшенном доме и играют в карты. Ставки делают исключительно золотом. Для того, чтобы  завладеть этим богатством нужно сделать самый примитивный гоп-стоп. А именно — загодя спрятаться в заброшенном доме, дождаться разгара игры, выскочить с жутким криком и выхватить деньги со стола. Считается, что черти от неожиданности обомлеют или кинутся наутёк, в общем, золото обретет нового хозяина. Однако золото водяных ненадежное — его надо сбыть в течение трех дней, иначе оно превратится в озерную тину. В старину о внезапно разбогатевших говорили, что он водяных ограбил.

Под названием шуликун, шульген, салекун и т.д. этот водяной известен многим сибирским народам. А первопредком всей этой нечисти, неожиданным образом является… дракон. Китайский шуй-лун-хуан, буквально «император водных драконов» неспешно кочуя из народа в народ, добрался до якутских озер в виде черта фут-фетишиста.

 

Чечёккэ (чөчүөккэ) — домовой

Этот персонаж интересен тем, что общается только с  детьми. Обычно появлялся из-за печки к оставленным в одиночестве детям младшего возраста. Вообще, он невредный, только играется с детьми и больше никаких шалостей за ним не водится. Естественно, во время игры что-нибудь бьется или рассыпается, не без этого.  Описывается как голенький ребенок с огненно рыжими волосами. До сих есть немало взрослых, которые убеждены, что в детстве играли с чечёккэ. Сегодня же, редко какой ребенок долго остается без присмотра взрослых, да и вообще, когда есть планшет, зачем напарник для игр?

Конечно же, чечёккэ не якутский эксклюзив, аналогов в мире предостаточно. Достаточно вспомнить литературного персонажа Карлсона, тоже рыжего и тоже не любящего палиться перед взрослыми. В современном мире есть целый «синдром Карлсона» — когда одинокие дети выдумывают себе несуществующего друга. Который тоже, разбивает мамины вазы, рассыпает муку в кухне, а ребенок, который с ним играл, конечно же, ни причем.

 

Чучуна (чучунаа) — снежный человек, бигфут

В отличие от всемирных аналогов, якутский бигфут не одиночка. О чучуна чаще всего говорилось как о народе, точнее о племени не совсем людей. Основанием причислять их к потусторонним силам является лишь одно обстоятельство — умение внушать безотчетный ужас любому, кто их увидит. А так, байки о чучуна, очень похожи на лекции  палеоантропологов о первопредках хомо сапиенс. Живут в пещерах, вооружены копьями и луками, одеваются в шкуры и очень быстро бегают. Крадут оленей, иногда женщин.

У разных народов Якутии, разная версия об этих существах. Кто-то считал, что это одичавшие чукчи, эвенки, изгнанные из рода. Кто-то полагал, что это древний народ. Ну и естественно, была гипотеза и о нечисти из нижнего мира. Вплоть до 20-30-х годов прошлого века, люди рассказывали о стычках с чучуна, об убитых с той и с этой стороны, но к искренней печали криптозоологов, ни одного чучуну в формалин закатать не догадались.

 

Оечка